Публикация

Дом-усадьба М. В. Ломоносова

Здание на карте
фото
Архитекторы: не установлен
Год постройки: 1756-1757
Стиль: Барокко

Дом-усадьба М. В. Ломоносова                                           Барокко

Большая Морская ул., 61 

Утраченное здание

1756-1757 - не установлен

 

Отделение почтовых карет и брик                                            Неоренессанс

1843-1845 - арх. Кавос Альберт Катаринович

  • фото

    Дом М.В.Ломоносова на наб.
    Мойки (первый слева).
    Фрагм. рис. М. Махаева.
    Серед. XVIII в.

  • фото

    Михаил Васильевич Ломоносов.
    Худ. Миропольский Л. С. (1787).
    Копия портрета Г. Преннера.

Дом-усадьба М. В. Ломоносова

Обширный земельный участок, ограниченный Большой Морской  ул. и Ново-Исаакиевской ул. (Почтамтская ул.), принадлежал Михаилу Васильевичу Ломоносову - ученый получил его в 1756 г. В том же году на участке был построен двухэтажный дом с мезонином, выходивший фасадом на Мойку. По бокам его появились два хозяйственных флигеля, отделенные от главного здания воротами. Со стороны Ново-Исаакиевской ул. участок замыкали два дома. Вероятно, в одном из них располагались конюшни, о чем можно судить по объявлению в "Санкт-Петербургских новостях" 1788 г.: "В Ново-Исаакиевской, в доме Ломоносова, у камер-юнкера графа Алексея Володимировича Салтыкова продаются семь жеребцов вороночальных...". В центре участка находился большой фруктовый сад – по сути, владение Ломоносова было обширной городской усадьбой.

 

В этой усадьбе Ломоносов прожил девять лет. Здесь он работал, сюда приходили его друзья; известно, что однажды его дом удостоился посещения самой императрицы. В саду ученый устроил обсерваторию, а в одном из строений, выходящих на Ново-Исаакиевскую ул., построил мозаичную мастерскую. В ней он создал знаменитое мозаичное полотно "Полтавская баталия", которое украшает сегодня лестницу здания Академии наук .

 

После смерти Ломоносова участок перешел во владение его единственной дочери Елизаветы Михайловны (в замужестве - Константиновой), которая, в свою очередь, передала его своей единственной дочери Софье Алексеевне, бывшей замужем за Николаем Николаевичем Раевским. Их дочь, Екатерина Николаевна Раевская, получила дом Ломоносова по дарственной от своей матери.

 

В 1820 г. фрейлина Екатерина Николаевна Раевская продала участок Почтовому ведомству. Первое время в доме Ломоносова жили служащие почты.

(В. А. Кутьин, Т. А. Соловьева, А. Н. Сориц. Санкт-Петербургский почтамт. СПб., 1997)

 

 

Макет дома Ломоносова на Мойке.

  • фото
  • фото

С Петербургом неразрывно связана биография русского ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Петербургский период его жизни продолжался

с 8 июня 1741 по 4 апреля 1765 г.

  

Первый раз Ломоносов приехал в Петербург 1 января 1736 г. вместе с 11-ю учениками Московской Славяно-греко-латинской академии, вызванными Академией наук в качестве слушателей акдемического университета. Первые 2,5 месяца ученики жили в здании Академии наук (перестроено после пожара 1747 г.).

Во второй половине марта для них были наняты палаты на "общем монастырском дворе", принадлежавшем новгородской епархии ("двор новгородских семи монастырей"). Здание находилось "на ВО, в первой линии, идучи от Большой Невы реки на левой стороне". Другой документ указывает, что двор находился "подле кадетсткого корпуса", очевидно на месте Румянцевского сада.

Вскоре Ломоносов и еще 2 ученика были посланы в Германию для обучения.

Из-за границы они вернулись 8 июня 1741 г.

 

Научная деятельность Ломоносова протекала преимущественно в стенах Академии наук, занимавшей в то время часть здания петровской Кунсткамеры. В нем расположен сейчас Музей Ломоносова. Здесь Ломоносов работал с 1741 по 1765 г.

 

По возвращении Ломоносов получил две (затем три) комнаты в недавно приобретенном Академией наук "Боновом доме". Вход в дом был со 2-й линии.  Дом был деревянный на каменном фундаменте, с теплыми погребами.

В документе 1743 г. квартира Ломоносова описана так:"в трех покоях печи изразчатые, двери и полы ветхие".

В июле 1747 г. Ломоносов получил в том же доме квартиру в пять комнат.

В 1748 г. во дворе академического дома была построена первая русская химическая лаборатория. В Боновом доме Ломоносов прожил до сентября 1757 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

 

Мозаичный портрет Александра Невского. Мастерская М.В.Ломоносова.

1757-1758 гг.

 

Зрительная труба, изтовленная

мастером И.И.Беляевым по проекту Ломоносова. 

 

Личные вещи.

Хрустальный бокал и серебряное блюдо.

Фарфоровый чайник.

(Музей Ломоносова, открытки)

 

Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова.

Худ. Федоров И. К. (1884)

Дом-усадьба М. В. Ломоносова

В середине 1756 г. Ломоносов получил от петербургской полицеймейстерской конторы участок по наб. Мойки, шесть "погорелых мест" в Адмиралтейской части, с обязательством в течение пяти лет возвести здесь каменный дом. По-видимому, Ломоносов сразу присупил к строительству дома, потому что уже в 1957 г. съехал из Бонова дома.

 

О доме Ломоносова на Мойке дошло мало достоверных сведений. При доме был сад, за которым ухаживал сам хозяин. Там же находилась мастерская мозаики, в которой Ломоносов изготовил мозаичное панно "Полтавская баталия" (в урезанном виде установлено в здании Академия наук).

 

Во флигеле, выходящем на наб. Мойки, ученый устроил химическую лабораторию и оптическую мастерскую, куда перенес с 1757 года все экпериментальные исследования. В оптической мастерской ученый работал над усовершенствованием зеркальных телескопов и создал свою систему однозеркального телескопа. Во дворе усадьбы находились еще два небольших дома, в левом жили мастера по мозаике, в правом расположилась мозаичная мастерская. За прудом стояло маленькое деревянное строение - домашняя астрономическая обсерватория. Здесь Ломоносов сделал открытие атмосферы Венеры, во время ее прохождения по диску Солнца 26 мая 1761 г.  (открытки: Ломоносовские места Ленинграда)

 

4 апреля 1765 г. М. В. Ломоносов скончался. 6 апреля тело из дома на Мойке в сопровождении огромного числа провожающих было перевезено в Александро-Невскую лавру и захоронено на Лазаревском клабище. На средства покровителя Ломоносова графа М. Л. Воронцова по проекту акад. Я. Штелина на могиле поставлен изготовленный в Италии памятник из каррарского мрамора. 

 

После смерти М. В. Ломоносова дом по наследству перешел его зятю А. А. Константинову.

Позднее был куплен Н. А. Демидовым, а от него перешел во владение Почтового ведомства. В 1843-1845 (1830-е ?) дом был перестроен.

 

В 1892 г. М. В. Ломоносову был установлен памятник на пл. Ломоносова (бывш. Чернышева). Бюст выполнил скульптор П. П. Забелло.

(Литературные памятные места Ленинрада, под редакц. А.М.Докусова,

Лениздат, 1968, С. 26-32, добав. Mary)

  

 

Адреса, связанные с именем М. В. Ломоносова:

Академия наук  (не сохран.)      Университетская наб., 5

Кунсткамера. Музей Ломоносова    Университетская наб., 3

"Бонов дом"    2-я линия ВО - 1-я линия ВО

Дом-усадьба М. В. Ломоносова    Б.Морская ул., 61

Лазаревское клабище

пл. Ломоносова

10 комментариев
24432 просмотра
Добавил: Mary, 30 Июня 2008, 10:37
Редактировано: 24 Февраля 2013, 20:34
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1208.html' target='_blank'>Дом-усадьба М. В. Ломоносова на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
  • 24 Февраля 2013, 13:50

    Фрагмент листа Y.
    Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). СПб.: Крига, 2003. С. 94.

     

  • 24 Февраля 2013, 13:51

    Усадьба М.В. Ломоносова <...> это целый усадебный ансамбль, состоящий из двухэтажного корпуса с мезонином и двух симметричных одноэтажных флигелей. Дом расположен по красной линии и является самым большим на улице - 15 окон. Автором проекта дома (предположительно) является архитектор С.И. Чевакинский. Со стороны Ново-Исаакиевской (Почтамтской) улицы во дворе изображены два служебных корпуса, в одном из них (в северо-западной части участка) находилась мозаичная мастерская. Двор обнесен красивой оградой с воротами в центре. Часть участка засажена фруктовыми деревьями и прорезана аллеями-трельяжами. В центре усадьбы пруд, а за ним стоит павильон - домашняя астрономическая лаборатория ученого. На берегу р. Мойки была сооружена деревянная набережная с балюстрадой.

    Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). Приложение. /Под научн. ред. В.С. Соболева. СПб.: Крига, 2003. C. 106.

  • 24 Февраля 2013, 13:56

    Центральный корпус усадебного дома (укрупненный фрагмент):

     

     

  • 24 Февраля 2013, 14:04

  • 24 Февраля 2013, 14:13

    Исходная палитра, насколько позволила оптика, близка к оригинальной. (Издание факсимильное.)

  • 24 Февраля 2013, 14:19
    Ответ на "Исходная палитра, насколько позволила оптика, близ" от anchurian

     Оригинальную палитру видели в 18 веке, после издания))

    Но я просто цвет убрал, не претендуя на что-либо.

  • 24 Февраля 2013, 14:33

    Да я не в претензии, просто хотел пояснить, что это не эффект освещения при съемке (хотя кое-какой эффект конечно есть), а цвет бумаги в настоящее время. Этот лист еще очень хорошо сохранился - другие фрагментированы или частично утрачены.

  • 24 Февраля 2013, 14:49

    А у вас это альбом под рукой? Я хотел бы вам один вопрос задать...

  • 24 Февраля 2013, 14:58

    Задавайте. Если хотите, можно в личку.

  • 6 Июля 2021, 16:05

    ... члены нашей Академии наук хотя в определённые дни и часы для рассуждений, до наук надлежащих, должны собираться в академическом доме, однако большие и глубочайшие их изыскания и уединенные труды происходят, где они жительство имеют...
    Ломоносов М.В. (между 1764-09-10 и 1765-03) Проект привилегий Академии наук
    (Ломоносов М.В. 1991 (О воспитании и образовании), 306)

     

    1757, сентябрь
    Закончил строительство собственного дома на набережной Мойки и переехал в него.
    Ченакал В.Л. (сост) 1965 М.В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах, 298-2

     

    В письме к Л. Эйлеру в феврале 1765 г. он /Ломоносов/ сообщал, что в 1757 г. смог "обзавестись собственным домом в центре Петербурга, поместительным, устроенным по моему вкусу, с садом и лабораториею, где я проживаю уже восемь лет и по своему усмотрению произвожу всякие инструменты и опыты".
    Павлова Г. Фёдоров А. 1988 Михаил Васильевич Ломоносов, 125

     

    Еще летом 1756 года он получил во владение «погорелое место» в Адмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки. Ломоносов разбивает большую усадьбу, строит каменный двухэтажный дом и отдельно от него мозаичную мастерскую. Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготовлять смальту. Из мозаичной мастерской Ломоносова в течение девяти последующих лет выходят одна за другой замечательные портретные мозаики: сестры Елизаветы - Анны Петровны, ее сына - наследника престола - Петра Федоровича, графа Петра Ивановича Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны - в красном парчовом платье, выполненный ломоносовской мастерской к концу 1760 года по заказу И. И. Шувалова для Московского университета.
    Морозов А. 1965 Ломоносов = ЖЗЛ, 352

     


    Неизвестный художник 1758-1760 Портрет Елизаветы Петровны = Мозаика, 130х120 = ГРМ
    rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/st_3/index.php


    Для выполнения предстоящих работ /наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца/ он использовал собственную небольшую обсерваторию, расположенную во дворе его дома на набережной Мойки (такие "малые" астрономические обсерватории вблизи своих домов имели многие ученые Петербурга).

     

    /26 мая 1761 г./: "Господин коллежский советник и профессор Ломоносов любопытствовал у себя больше для физических примечаний, употребив зрительную трубу о двух стеклах длиною в 4 1/2 фута. К ней присовокупленно было весьма не густо копченое стекло, ибо он намерился только примечать начало и конец явления и на то употребить всю силу глаза, а в прочее время прохождения дать ему отдохновение".

     

    ... По словам советского ученого В. В. Шаронова, "суть великого открытия состоит в том, что, обнаружив световой ободок, он дал ему глубокое и, как мы теперь знаем, совершенно правильное объяснение, приписав его возникновение эффекту рефракции, т. е. преломлению солнечных лучей в атмосфере Венеры".

     

    Павлова Г. Фёдоров А. 1988 Михаил Васильевич Ломоносов, 274

     

    Характерна судьба открытия Ломоносовым атмосферы на планете Венере. Несмотря на то что это сочинение русского ученого было опубликовано как на русском, так и на немецком языке, за рубежом оно осталось незамеченным. (...)

     

    Прошло 30 лет и открытие атмосферы на Венере было приписано немецкому наблюдателю И. И. Бретеру и английскому астроному В. Гершелю. В 90-х годах XVIII в. они обнаружили явление удлинения рогов серпа Венеры, что также служит одним из доказательств существования на ней газовой оболочки.

     

    Павлова Г. Фёдоров А. 1988 Михаил Васильевич Ломоносов, 277

     

    Домашняя обсерватория Ломоносова во дворе его дома на Мойке. Реконструкция по рисунку XVIII в.
    Ченакал В.Л. (сост) 1965 М.В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах, 123

     

    Дом Ломоносова не сохранился. На его месте находится новое здание, возведённое в XIX в. частично на фундаменте прежнего строения.
    (Павлова Г. Фёдоров А. 1988 Михаил Васильевич Ломоносов, 433-2 /комментарий/).

     

    Дом Ломоносова был в два этажа, с небольшим мезонином. Пятнадцать окон по фасаду молчаливо смотрели на Мойку. С этой стороны не было ни крыльца, ни входа. Большие ворота стояли запертыми наглухо. Два небольших флигеля замыкали усадьбу. Во флигелях жили мозаичные мастера, здесь же разместились погреба, конюшня, поварня. Поодаль стояли сараи, и на самой усадьбе - каменный павильон для готовых мозаичных картин. Здесь находилась «Полтавская баталия» и готовились материалы для «начатия» других каменных полотен. Увитый плющом трельяж и узорчатые ажурные ворота разделяли усадьбу пополам. В глубине виднелись крытые зеленые аллеи, бассейн, молодой фруктовый сад. Ломоносов сам сажал, подстригал и прививал деревья, как заправский садовод. По словам гостившей у него племянницы Матрены Евсеевны Головиной, Ломоносов в летнюю пору почти не выходил из сада, ухаживал за деревьями. Недаром образ сада и рачительного садовника встречается в его одах и торжественных речах. Со стороны сада был широкий проезд к дому. Сюда подкатывала золоченая карета Шувалова, запряженная шестеркой выступавших цугом вороных коней. Карету и гайдуков Шувалов оставлял за внутренней оградой или «у приворотни», а сам шел разыскивать Ломоносова. Ломоносов чаще всего сидел и занимался на просторном балконе, в шелковой белой блузе с расстегнутым воротом и китайском халате. Так он и принимал обычно своих вельможных и невельможных гостей.
    Морозов А. 1965 Ломоносов = ЖЗЛ, 535

     

    Из конспекта похвального слова Ломоносову Якоба Штелина:
    «Образ жизни, общий плебеям. Умственный: исполнен страсти к науке; стремление к открытиям. Нравственный: мужиковат с низшими и в семействе суров».
    Морозов А. 1965 Ломоносов = ЖЗЛ, 293

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31671
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4225