Публикация

Комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы
Главное здание

Здание на карте
фото
Архитекторы: Реймерс фон В. А.
Год постройки: 1910
Стиль: Неоклассицизм

Фото - Виктор М, 06.07.2019.

Комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы

Главное здание

  Парковая ул., 9 лит. М

  пам. арх. (регион)

1910 - воен. инж. Владимир Арнольдович фон Реймерс (?)

 

 

Комплекс  ОВШ занимает территорию от Парковой ул., 5-7 до Витебского пр. В него входят: главное здание, здание канцелярии, жилой корпус, казармы, караульный дом. Комплекс строился в 1880-1910-е гг.

 

Здание для квартир офицеров Воздухоплавательного парка,  1896 г. воен. инж. Николай Александрович  Архангельский.

Жилой дом и производственный корпус Воздухоплавательной школы, 1911 г. воен. инж. Владимир Арнольдович фон Реймерс.

(инф. gradpetra.info, topohron)

  • фото

    Фрагмент карты 1913 г.

  • фото

    2019 г.
    (добавил
    люблюпитер )

  • фото

    1910 г.
    (добавил FizAv)

  • фото

    Главное здание Офицерской
    воздухоплавательной школы.

  • фото
  • фото
  • фото

    сайт vozduhpark.narod.ru

  • фото

    из Контакта
    (добавил south_thungus)

В 1885 г. на полигоне была сформирована и размещена кадровая команда военных аэронавтов Командиром был назначен  поручик А.М.Кованько.

Летом 1885 г. на Волковом поле были проведены учебные подъемы на  военном аэростате «Сокол»  с участием первых лиц Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям (генерал-майоры М.М. Боресков и Н.П. Федоров), а также офицеров кадра воздухоплавателей. В октябре того же года аэростат «Сокол»совершил перелет из столицы в г. Новгород. Это стало началом свободных полетов в России.

 

В 1890 г.  на базе команды был создан Учебный воздухоплавательный парк для подготовки офицеров и рядовых к воздухоплавательной службе, испытаний «воздухоплавательных снарядов» и изготовления снаряжения для воздухоплавательных частей. На его территории располагались шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские, различные лаборатории, в том числе  лаборатория, оборудованная аэродинамической трубой.

 

С 1885 по 1917 школу бессменно возглавлял легендарный аэронавт Александр Кованько, прошедший путь от поручика до генерал-майора.Одним из слушателей школы был Петр Нестеров, первым в мире выполнивший «мертвую петлю».

 

В 1904  г. в составе УВП открыта Военная воздухоплавательная школа.

 

В 1908 г.  был построен и  28 августа испытан первый российский дирижабль «Учебный». Он стал первым шагом русских воздухоплавателей на пути дирижаблестроения. Занималась его созданием команда Учебного воздухоплавательного парка. Проект разработал  капитан А. И. Шабский.

 

В 1910 г.  Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. 30 июля этого же года здесь стартовал российский дирижабль "Кречет"., который был построен полностью из отечественных материалов, за исключением двигателя, который был первоначально заказан петербургскому заводу Лесснера, а затем французскому заводу «Панар-Левассор». Оболочку аэростата изготовили на заводе «Треугольник». Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания. «Кречет» стал первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армией.

А в 1911 г. после того как в Петербурге был построен Корпусной аэродром (сейчас на этом месте парк Авиаторов), был образован авиационный учебный отдел. С этого аэродрома 25 июня 1911 г.  поднялся управляемый аэростат "Лебедь".  Это был первый дирижабль, заказанный военным ведомством за границей.

 

При ОВШ были организованы систематические исследования атмосферы с помощью аэростатов. Честь рождения аэрологии как науки принадлежит России:  ее основателем является Михаил Михайлович Поморцев, преподававший в офицерской школе при Воздухоплавательном парке в 1885-1906 гг.,  организатор подъемов на аэростатах для изучения атмосферных явлений, автор первого русского учебника по синоптической метеорологии (1889 г.).

 

После Октябрьской революции А.М. Кованько был снят с должности, а  в Воздухоплавательном парке базировалась Высшая военная воздухоплавательная школа. Здесь готовили командный состав воздухоплавателей и пилотов дирижаблей для Рабоче - крестьянской Красной армии Школа была ликвидирована  в1926 г. 

 

Территория Воздухоплавательного парка была отдана военной части, занимавшейся ремонтом авиационной техники. В годы Великой Отечественной на располагавшемся здесь авиаремонтном заводе ремонтировали оборудование самолетов, полученных СССР по лендлизу. Также здесь располагался цех по ремонту и восстановлению «Катюш».

 

Потом здесь появился  военный авиационный завод № 138 76-й армии ВВС. В 1996 г. предприятие было расформировано. Сначала площадку передали в управление 419-го авиаремонтного завода, но через год тот отказался от дополнительной нагрузки, и комплекс передали на баланс военных складов - расположенной неподалеку воинской части № 53 963

 

В 2006 г. комплекс из девяти заводских зданий был выставлен на торги. Приобрела его компания Крафт-инвест, торгующая строительной техникой, а территорию ей предоставили в аренду на 10 лет с правом продления договора.  Пять зданий бывшего авиационного завода - Караульный дом, Главное здание, Канцелярия, Жилой корпус и Казармы - находятся под охраной КГИОП как вновь выявленные памятники архитектуры. Два из них - Главное здание и Казармы - и оказались проданы.

 

На здании бывшей Воздухоплавательной школы установлены мемориальные доски в честь 100-летия Воздухоплавательного парка (1885-1985) и в честь 100-летия со дня рождения летчика П. Н. Нестерова, окончившего Воздухоплавательную школу в 1912 г.

 

Общественники намерены установить Поклонный крест на месте разрушенной в двадцатые годы минувшего века церкви св. Илии - покровителя авиаторов. В этой церкви находились мраморные доски памяти погибших авиаторов.

В главном здании ОВШ  с 1998  по декабрь 2007 г. действовал музей Офицерской воздухоплавательной школы. После продажи здания экспонаты помещены на хранение в складское помещение.

 

Информация:

«Вечерний Петербург» 19 ноября 2009 г.

Статья Андрея Пюккенена  «Земные проблемы музея воздухоплавания» Газета "Площадь Труда" 10.04. 2008

Сайт группы Крафт-инвест http://www.kraftinvest.com

Сайт http://www.retroplan.ru                   (добавил Наталия)

  • фото

    А. М. Кованько

  • фото

    М. М. Поморцев

  • фото

    Рапорт П. Н. Нестерова
    о переводе из воздухоплавательной
    школы в авиационную

Памятник регионального значения (Распоряжение КГИОП № 10-376 от 10.07.2014.  )

  • фото

    Фото 2010-2011

33 комментария
8637 просмотров
Добавил: Виктор М, 7 Июня 2010, 21:36
Редактировано: 5 Февраля 2023, 00:38
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house12023.html' target='_blank'>Комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы Главное здание на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 2 Мая 2022, 16:59

    Отдел Воздушного флота при Высочайше учреждённом комитете по усилению Военного флота на добровольные пожертвования и Воздухоплавательная школа Военного ведомства - суть разные от слова "совсем" вещи.

     

    Но лично, частным образом, ничто не мешало офицерам тусоваться, где душа пожелает. Кроме того, есть волшебное слово "прикомандирован". И в послужном может быть никак не отражено, чем имярек занимался в период "прикомандирования".

     

    Послужной Александрова я изучала внимательнейшим образом. Да и вообще многих фигурантов моих дел по морской авиации. У Александрова в учётных документах нет следов связи с Воздухоплавательной школой. Но это ещё ни о чём не говорит. В личном деле Мациевича нет следов того, что он был командирован во Францию от ОВФ и летал. А он и летал и успел убиться первым в России. 

     

    По Отделу Воздушного флота информации как бы и много, но она в основном опирается на изданный ОВФ отчёт за 1910-1912 гг., изданный в 1913 г., а также на писанину разной степени осведомлённости авторов. Я же в своё время предприняла некоторые усилия, чтобы откопать документы, куда ранее "не ступала нога человека". Как ни странно, но более, чем за 100 лет некоторые документы эта "нога" так и не коснулась, хотя они преспокойно лежали себе в архиве. Меня интересовала роль ОВФ в создании морской авиации, да и всей авиации России. 

     

    Изложила вкратце тут:

    Вабищевич, Г. Э. Отдел Воздушного флота: у истоков морской авиации и всей военной авиации России, 1910-1917 годы / Г.Э. Вабищевич // Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст., вып. 8. / [ред.–сост. Ю. В. Кузьмин]. – М. : Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2017. – 272 с. – С. 3–45.

  • 2 Мая 2022, 17:08

    Да, по Ульянину нам (морякам) стоит обратить внимание (я это давно знаю):

     

    10.10.1915 - В манеже Адмиралтейства демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую

                         модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии». Дистанционно (по

                         радио) управляемый катер прошел из Кронштадта в Петергоф.

     

    Кстати, впервые русские моряки испытывали бортовой радиопередатчик в 1911 г. Самолётов толковых не было, а радио на будущее уже испытывали. 

     

    Только представить, в 1915 г. уже существовала радиоуправляемая модель катера. В разделе о НИМИСТ мы вспоминали о радиоуправляемых катерах, только уже через 20 лет. А к началу войны простейшую радиосвязь грамотно не наладили, одним словом - прос..ли. А связь на войне - основа основ. Ну, да ладно, что уж теперь... 

  • 2 Мая 2022, 19:09
    Ответ на "Да, по Ульянину нам (морякам) стоит обратить внима" от Galina Vabishchevich

    Теперь это называется "безэкипажный телеуправляемый катер (БЭК)" - очень модное и перспективное направление развития ВМС. А изобретению  С.А.Ульянина уже более 100 лет... 

     

    Безэкипажный катер Inspector Mk 2 французской компании ECA Group (c) ECA Group

  • 26 Сентября 2023, 12:02

    Добрый день! А можно узнать как-то ФИО и информацию о молодом человеке?

    на фото указан 1916

    есть предположение, что фамилия у него могла быть Мушников, но это догадки 

  • 25 Ноября 2023, 08:10

     

     

    Петербургская газета, 1893, № 218, 11 августа.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31737
Готовится: 73
Посетители
Гостей: 9801
Всего сегодня: 1083