Публикация

Доходный дом И. И. Дернова -
"Башня" Вячеслава Иванова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кондратьев М. Н.
Год постройки: 1903-1905
Стиль: Эклектика

Доходный дом И. И. Дернова                        эклектика

 Пам. арх. (регион.)

1903-1905 - арх.-техн. Кондратьев Михаил Николаевич    ([99]. C...)

 

     см.  Доходный дом И. И. Дернова  (начало)

  • фото
  • фото

    Фото из Приложения
    к топ-плану 2004
    (добавил IVa)

Большой пятиэтажный дом с богато декорированными фасадами и лепными панно в интерьерах - образец доходного дома рубежа поздней эклектики и модерна. Он завершен угловой башней, видной из Таврического сада. Благодаря башне дом стал памятником истории и культуры. В 1905-1913 гг. здесь жил поэт-символист В. И. Иванов, на известных литературных средах которого бывал едва ли не весь художественно-литературный Петербург. Башня являлась частью его огромной квартиры, «штабом» символизма. Здесь бывали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, К. А. Сомов, В. Э. Мейерхольд, А. А. Ахматова, М. Горький и др. Размещалась в доме художественная студия Е. Н. Званцевой, где преподавали К. А. Сомов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст.

Шестиэтажный дом купца И. И. Дернова, увенчанный круглой башней, был типичным для своего времени. В архитектурном отношении здание вызывает любопытство удачным сочетанием сдержанной эклектики и нового стиля - модерна. Последний просматривается главным образом в планировке и элементах интерьеров: например, в изразцовых печах и витражах. С 1905 года за зданием, которое стало духовным центром либерального Петербурга, закрепилось неофициальное название - «Дом с башней». Прославили дом жильцы угловой квартиры под номером 24 на мансардном этаже: поэт, профессор классической филологии Вячеслав Иванов и его супруга - писательница Лидия Зиновьева-Аннибал.

История «Дома с башней»

Хозяева устраивали в квартире творческие встречи - так называемые «среды». «Башенные» посиделки обычно начинались с чтения докладов на разные темы - религиозные, политические, литературные… Представители творческой интеллигенции обсуждали такие вопросы, как «Романтизм и современная душа», «Индивидуализм и новое искусство» и другие. Поэты и писатели читали здесь свои произведения, а присутствующие обсуждали услышанное. В полуночных чтениях поучаствовали В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузьмин, Л. Андреев, Ф. Сологуб и В. Хлебников. Здесь заявила о себе как о талантливой поэтессе Анна Ахматова, впервые прочитал свою «Незнакомку» Александр Блок.

Председательствовал на этих собраниях на протяжении долгого времени Н. Бердяев. Заподозрив революционную крамолу в ивановских «средах», полицейские нагрянули на квартиру с облавой. После проверки документов в суматохе затерялась бобровая шапка Дмитрия Мережковского. Он на следующий день через газеты обратился с открытым письмом к градоначальнику, обвинив в краже головного убора шпиков. Конфуз произошел позже - когда шапка нашлась под вешалкой.

«Среды» у Ивановых продолжались в течении семи лет: Лидия Дмитриевна скончалась в 1907 году, а через пять лет Вячеслав Иванов навсегда покинул родину. В 1910-м был организован любительский «Башенный театр». В постановках участвовали посетители «башни» отпрыски Иванова и Зиновьевой-Аннибал, а также детишки швейцара. Постановкой и оформлением спектаклей руководили В. Мейерхольд и С. Судейкин. Существует мнение, что свой знаменитый прием - когда актеры появляются из зрительного зала - Мейерхольд придумал именно здесь. На разных этажах в доме работали училище танцев Знаменского и общественная читальня. В круглом зале, под квартирой Иванова, в 1906–1909 гг. размещалась частная художественная школа Е. Н. Званцевой - ученицы П. Чистякова и И. Репина. Среди преподавателей школы были известные «мирискуссники». Занятия по живописи там вел Л. Бакст, а рисунок преподавал М. Добужинский. В 1918 г., по распоряжению Луначарского, в первых этажах дома вновь была открыта художественная школа. Перед Великой Отечественной войной здесь работало художественное училище, которое называли Таврическим, или школой Шабловского: по фамилии директора. Оно было предтечей Художественного училища им. Серова, размещавшегося в доме до 1961 г. Ныне на Таврической, 35, как и прежде, - жилой дом/

(ilovepetersburg.ru, добавил Galina)

  • фото

    Витраж-павлин.

  • фото
  • фото

    Витраж в двери
    на 1-м этаже
    бывш. кв.
    владельца дома
    генерала Куропаткина

  • фото

    Витражи.

  • фото

    Фото - Алексей Дюринский,
    2009.

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация
    2020-2024"
    Витраж над дверью
    правой парадной

  • фото

    Витраж над
    дверью левой
    парадной

  • фото

    Дверь внутри
    бывшей
    квартиры
    домовладельца

  • фото

    Витражный триптих
    на лестнице внутри
    бывшей квартиры

  • фото

    (добавил Eliz)

  • фото

    Фото - люблюпитер, 08.2013.

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта

 

По этому адресу учтено пять витражей, расположенных в дверях и окнах.

 

 

 

В наружных фрамугах над дверями правого и левого входа в лицевом корпусе по Таврической улице сохранились фацетные витражи. Орнаментальный пояс в виде геометризованного растительного орнамента проходит вдоль нижнего края фрамужной рамы. В левой парадной дверной проем арочный, двустворчатая дверь с оригинальными створками. В правой парадной форма входного проема прямоугольная, верхняя фрамуга имеет аналогичный орнаментальный пояс по нижнему краю заполнения и два дополнительных витражных модуля в угловых секциях.

 

 

 

Створки в этой двери заменены на металлические.

 

 

 

В левой парадной двустворчатая дверь справа от входа ведет в бывшую квартиру домовладельца, ныне - помещения детского сада. Две фигурные секции в верхней части створок остеклены витражным полотном с изображением цветков тюльпана. Дверь окрашена вместе со стеклом масляной краской.

 

 

 

Внутренняя дверь из коридора на лестницу - оригинальное и эффектное произведение искусства начала ХХ в. в стиле модерн: двустворчатая, остекленная сверху на 2/3 высоты витражным полотном на латунном профиле.

 

 

 

Изображены тюльпаны с элегантно изогнутыми длинными листьями. В стеклянном наборе присутствуют опалесцентные зеленые, голубые, розовые стекла, в качестве фонового заполнения - желтые и бесцветные с фактурой «Pattern B» и фигурные с фацетом. Утрачено несколько стекол в левой створке, имеется небольшое количество трещин.

 

 

 

На площадке 1-2-го этажей лестницы внутри этого пространства сохранился эффектный витражный триптих.

 

Три высоких окна в два этажа высотой эклектичны по своему художественному решению: витражное заполнение состоит из различных по теме и стилистике элементов, в том числе с мотивами в стиле модерн.

 

В боковых узких окнах снизу расположены пейзажные вставки в круглых медальонах, над ними - букеты цветов в низких вазах, в верхней части - декоративные геральдические композиции. По бокам вдоль рамы изображены стилизованные архитектурные колонки. В центральном окне витражное полотно утрачено в двух секциях. В сохранившихся изображен павлин с раскрытым хвостом, венчает заполнение створки гирлянда из лент, перевязанная бантами. Вдоль края рамы изображены стилизованные колонны, угадываемые среди растительного орнамента в стиле модерн.

 

 

 

В заполнении этих трех окон использованы не только кафедральные и фактурные цветные стекла, но и большое количество разнообразных опалесцентных, что в целом не характерно для петербургского витражного искусства. Фоном является стекло с рельефной фактурой в виде овальных пузырей. Такое стекло изредка встречается в петербургской архитектуре. В деталях применены цветные кабошоны и рюмочные плитки, голубое и бесцветное стекло с фактурой «Muranese», желтое «Pattern B».

 

 

 

Изображение павлина выступает за плоскость остекления - оно равномерно выгнуто: эта выпуклость не деформация, а прием, реализованный намеренно. Фрагменты витражей - миниатюрные пейзажи в круглых медальонах, вазы с цветами, гербы, павлин - не связаны между собой рисунком или тематикой. Возможно, их появление объясняется заказом по каталогу с изображениями отдельных элементов.

 

Состояние витражей в 1990-е гг. зафиксировано на фотографиях из архива К. К. Севастьянова. По сравнению с ними за 30 прошедших лет новых утрат не произошло.

 

 

 

Витражи в дверях и окнах по этому адресу - ценные произведения декоративного искусства начала ХХ в. Они нуждаются в реставрации.

 

Дата осмотра: Октябрь 2020.  Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил Eliz)

 

 

1991: Пирожковая, Таврическая ул., 35                          (Краткий телефонный справочник ЛГТС. - 1991, Ленинград, 1992, С. 309).

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (2111).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г. [ ].

  • фото

    Детали
    интерьера.

  • фото
  • фото

    Статуя в
    конце лестницы.

  • фото
  • фото

    Кованые
    перила

  • фото
  • фото
  • фото

    Потолок лестницы

  • фото

    Фрагмент статуи

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лепной декор
    лестницы

  • фото

    Дверь
    гостиной

  • фото
  • фото
  • фото

    Потолок
    Большой гостиной

  • фото

    Фото - sangalli
    03.2011.

  • фото

    Фрагмент лепнины
    на зеркале
    в Большой гостиной

  • фото

    Фрагмент
    витража

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дверь, ведущая в
    Малую гостиную

  • фото
  • фото

    Бывшая спальная
    комната

  • фото

    Фрагмент плафона

  • фото
  • фото

    Малая круглая
    гостиная

  • фото
  • фото

    Старинная изразцовая
    печь и дубовые
    двери гостиной

  • фото

    Изразцы камина

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - sangalli, 03.2011.

  • фото

    Дворовая лестница
    лиц.корпуса
    по Таврической ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 07.2016.

  • фото

    Вид с лестницы
    на центр.двор.корпус.

  • фото

    Справа южный
    двор.корпус.

  • фото

    Вид двора в
    сторону Тверской ул.

  • фото

    Лицевой корпус
    по Таврической ул.

  • фото

    Центральный
    двор.корпус.

  • фото

    Южный двор.корпус.
    Справа корпус
    по Таврической.

  • фото

    Лицевой корпус
    по Таврической ул
    в южном дворе.

  • фото

    Перемычка с
    аркой между дворами.

  • фото

    Фасад южного корпуса
    в южном дворе.
    Фото - люблюпитер,
    07.2016.

  • фото

    Парадная
    по Тверской.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    08.2017.

  • фото

    Вторая парадная.
    Фото Олега Еверзова, 03.2022 .

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

18 комментариев
26738 просмотров
Добавил: Mary, 17 Февраля 2008, 22:58
Редактировано: 1 Октября 2025, 18:07
Оцените:
(29 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house10371.html' target='_blank'>Доходный дом И. И. Дернова - "Башня" Вячеслава Иванова на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 3 Июля 2025, 17:31

     

    Ремонт фасадов!

     

    3.07.2025 г.

     

  • 3 Июля 2025, 18:20
    Ответ на " Ремонт 3.07.2025 г. " от люблюпитер

     Когда закончат - тогда и покажите результат этого "ремонта", а то может еще изуродуют до неузнаваемости "пришельцы".   какой смысл заполнять коменты спамом? Ну поставили строительные леса?

    Зачем рутинный строительный процесс показывать"ценителям прекрасного"?  😂  Завтра вбросите - прибили 2 гвоздя и зашпатлевали трещину?  и покажете фотки ? и так можно вбрасывать бесконечно, имитацию бурной деятельности   

  • 3 Июля 2025, 22:25
    Ответ на "Когда закончат - тогда и покажите результат этого " от fortune25

     Слова не пробовали считать? На два слова у Вас ответ ровно из 50 слов. Так что в пальму первенства в плане спама Вы вцепились накрепко. Давайте-давайте.  

  • 4 Июля 2025, 13:25

     

    Ну что тут добавить. Немного лирики из Шаферана.

     

    Нам жизнь открыла мир - спасибо ейЗа то, что видим мы красивое,

    И даже снег простой что падаетПленит нас красотой и радует...

    И, может, потому мы счастливыЧто в жизни ко всему причастны мы.

     

     

    Да, гуляем, смотрим, радуемся, как меняется наш прекрасный город, как обновляются фасады!

     

    Ах, домики, ведь счастье близко,

    И стоит прикоснуться кисти,

    В преображенье вашем чистом 

    Заставит улыбнуться нас,

    И знает каждый дом истории,

    Что уготовано ему судьбой исполниться,

    И всем увидеть очень хочется 

    Волшебный звездный час!

     

     

     

  • 25 Сентября 2025, 23:26

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта

     

    По этому адресу учтено пять витражей, расположенных в дверях и окнах.

     

    В наружных фрамугах над дверями правого и левого входа в лицевом корпусе по Таврической улице сохранились фацетные витражи. Орнаментальный пояс в виде геометризованного растительного орнамента проходит вдоль нижнего края фрамужной рамы. В левой парадной дверной проем арочный, двустворчатая дверь с оригинальными створками. В правой парадной форма входного проема прямоугольная, верхняя фрамуга имеет аналогичный орнаментальный пояс по нижнему краю заполнения и два дополнительных витражных модуля в угловых секциях.

     

    Створки в этой двери заменены на металлические.

     

    В левой парадной двустворчатая дверь справа от входа ведет в бывшую квартиру домовладельца, ныне — помещения детского сада. Две фигурные секции в верхней части створок остеклены витражным полотном с изображением цветков тюльпана. Дверь окрашена вместе со стеклом масляной краской.

     

    Внутренняя дверь из коридора на лестницу — оригинальное и эффектное произведение искусства начала ХХ в. в стиле модерн: двустворчатая, остекленная сверху на 2/3 высоты витражным полотном на латунном профиле.

     

    Изображены тюльпаны с элегантно изогнутыми длинными листьями. В стеклянном наборе присутствуют опалесцентные зеленые, голубые, розовые стекла, в качестве фонового заполнения — желтые и бесцветные с фактурой «Pattern B» и фигурные с фацетом. Утрачено несколько стекол в левой створке, имеется небольшое количество трещин.

     

    На площадке 1–2-го этажей лестницы внутри этого пространства сохранился эффектный витражный триптих.

    Три высоких окна в два этажа высотой эклектичны по своему художественному решению: витражное заполнение состоит из различных по теме и стилистике элементов, в том числе с мотивами в стиле модерн.

    В боковых узких окнах снизу расположены пейзажные вставки в круглых медальонах, над ними — букеты цветов в низких вазах, в верхней части — декоративные геральдические композиции. По бокам вдоль рамы изображены стилизованные архитектурные колонки. В центральном окне витражное полотно утрачено в двух секциях. В сохранившихся изображен павлин с раскрытым хвостом, венчает заполнение створки гирлянда из лент, перевязанная бантами. Вдоль края рамы изображены стилизованные колонны, угадываемые среди растительного орнамента в стиле модерн.

     

    В заполнении этих трех окон использованы не только кафедральные и фактурные цветные стекла, но и большое количество разнообразных опалесцентных, что в целом не характерно для петербургского витражного искусства. Фоном является стекло с рельефной фактурой в виде овальных пузырей. Такое стекло изредка встречается в петербургской архитектуре. В деталях применены цветные кабошоны и рюмочные плитки, голубое и бесцветное стекло с фактурой «Muranese», желтое «Pattern B».

     

    Изображение павлина выступает за плоскость остекления — оно равномерно выгнуто: эта выпуклость не деформация, а прием, реализованный намеренно. Фрагменты витражей — миниатюрные пейзажи в круглых медальонах, вазы с цветами, гербы, павлин — не связаны между собой рисунком или тематикой. Возможно, их появление объясняется заказом по каталогу с изображениями отдельных элементов.

    Состояние витражей в 1990-е гг. зафиксировано на фотографиях из архива К. К. Севастьянова. По сравнению с ними за 30 прошедших лет новых утрат не произошло.

     

    Витражи в дверях и окнах по этому адресу — ценные произведения декоративного искусства начала ХХ в. Они нуждаются в реставрации.

     

    Дата осмотра: Октябрь 2020

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/ 
    Все фото выполнены волонтерами проекта.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32794
Готовится: 89
Посетители
Гостей: 650
Всего сегодня: 9298