|
Публикация
Доходный дом И. И. Дернова -
|
| Архитекторы: | Кондратьев М. Н. |
| Год постройки: | 1903-1905 |
| Стиль: | Эклектика |
Доходный дом И. И. Дернова эклектика
Пам. арх. (регион.)
1903-1905 - арх.-техн. Кондратьев Михаил Николаевич ([]. C...)
см. Доходный дом И. И. Дернова ()
Фото из Приложения
к топ-плану 2004
(добавил IVa)
Фото - люблюпитер,
06.2018.
Фото - ,
06.2021.
Фасад в 2-х частях
по Таврической ул.
Фасад по Тверской ул.
Фото - люблюпитер, 05.2022.
Фото Олега Еверзова, 03.2022 .
(добавил )
Большой пятиэтажный дом с богато декорированными фасадами и лепными панно в интерьерах - образец доходного дома рубежа поздней эклектики и модерна. Он завершен угловой башней, видной из . Благодаря башне дом стал памятником истории и культуры. В 1905-1913 гг. здесь жил поэт-символист В. И. Иванов, на известных литературных средах которого бывал едва ли не весь художественно-литературный Петербург. Башня являлась частью его огромной квартиры, «штабом» символизма. Здесь бывали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, К. А. Сомов, В. Э. Мейерхольд, А. А. Ахматова, М. Горький и др. Размещалась в доме художественная студия Е. Н. Званцевой, где преподавали К. А. Сомов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст.
Шестиэтажный дом купца И. И. Дернова, увенчанный круглой башней, был типичным для своего времени. В архитектурном отношении здание вызывает любопытство удачным сочетанием сдержанной эклектики и нового стиля - модерна. Последний просматривается главным образом в планировке и элементах интерьеров: например, в изразцовых печах и витражах. С 1905 года за зданием, которое стало духовным центром либерального Петербурга, закрепилось неофициальное название - «Дом с башней». Прославили дом жильцы угловой квартиры под номером 24 на мансардном этаже: поэт, профессор классической филологии Вячеслав Иванов и его супруга - писательница Лидия Зиновьева-Аннибал.
История «Дома с башней»
Хозяева устраивали в квартире творческие встречи - так называемые «среды». «Башенные» посиделки обычно начинались с чтения докладов на разные темы - религиозные, политические, литературные… Представители творческой интеллигенции обсуждали такие вопросы, как «Романтизм и современная душа», «Индивидуализм и новое искусство» и другие. Поэты и писатели читали здесь свои произведения, а присутствующие обсуждали услышанное. В полуночных чтениях поучаствовали В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузьмин, Л. Андреев, Ф. Сологуб и В. Хлебников. Здесь заявила о себе как о талантливой поэтессе Анна Ахматова, впервые прочитал свою «Незнакомку» Александр Блок.
Председательствовал на этих собраниях на протяжении долгого времени Н. Бердяев. Заподозрив революционную крамолу в ивановских «средах», полицейские нагрянули на квартиру с облавой. После проверки документов в суматохе затерялась бобровая шапка Дмитрия Мережковского. Он на следующий день через газеты обратился с открытым письмом к градоначальнику, обвинив в краже головного убора шпиков. Конфуз произошел позже - когда шапка нашлась под вешалкой.
«Среды» у Ивановых продолжались в течении семи лет: Лидия Дмитриевна скончалась в 1907 году, а через пять лет Вячеслав Иванов навсегда покинул родину. В 1910-м был организован любительский «Башенный театр». В постановках участвовали посетители «башни» отпрыски Иванова и Зиновьевой-Аннибал, а также детишки швейцара. Постановкой и оформлением спектаклей руководили В. Мейерхольд и С. Судейкин. Существует мнение, что свой знаменитый прием - когда актеры появляются из зрительного зала - Мейерхольд придумал именно здесь. На разных этажах в доме работали училище танцев Знаменского и общественная читальня. В круглом зале, под квартирой Иванова, в 1906–1909 гг. размещалась частная художественная школа Е. Н. Званцевой - ученицы П. Чистякова и И. Репина. Среди преподавателей школы были известные «мирискуссники». Занятия по живописи там вел Л. Бакст, а рисунок преподавал М. Добужинский. В 1918 г., по распоряжению Луначарского, в первых этажах дома вновь была открыта художественная школа. Перед Великой Отечественной войной здесь работало художественное училище, которое называли Таврическим, или школой Шабловского: по фамилии директора. Оно было предтечей Художественного училища им. Серова, размещавшегося в доме до 1961 г. Ныне на Таврической, 35, как и прежде, - жилой дом/
(, добавил )
Витраж-павлин.
Витраж в двери
на 1-м этаже
бывш. кв.
владельца дома
генерала Куропаткина
Витражи.
Фото - Алексей Дюринский,
2009.
Проект "Витражи
С.-Петербурга.
Инвентаризация
2020-2024"
Витраж над дверью
правой парадной
Витраж над
дверью левой
парадной
Дверь внутри
бывшей
квартиры
домовладельца
Витражный триптих
на лестнице внутри
бывшей квартиры
(добавил Eliz)
Фото - , 08.2013.
, описание объекта.
По этому адресу учтено пять витражей, расположенных в дверях и окнах.
В наружных фрамугах над дверями правого и левого входа в лицевом корпусе по Таврической улице сохранились фацетные витражи. Орнаментальный пояс в виде геометризованного растительного орнамента проходит вдоль нижнего края фрамужной рамы. В левой парадной дверной проем арочный, двустворчатая дверь с оригинальными створками. В правой парадной форма входного проема прямоугольная, верхняя фрамуга имеет аналогичный орнаментальный пояс по нижнему краю заполнения и два дополнительных витражных модуля в угловых секциях.
Створки в этой двери заменены на металлические.
В левой парадной двустворчатая дверь справа от входа ведет в бывшую квартиру домовладельца, ныне - помещения детского сада. Две фигурные секции в верхней части створок остеклены витражным полотном с изображением цветков тюльпана. Дверь окрашена вместе со стеклом масляной краской.
Внутренняя дверь из коридора на лестницу - оригинальное и эффектное произведение искусства начала ХХ в. в стиле модерн: двустворчатая, остекленная сверху на 2/3 высоты витражным полотном на латунном профиле.
Изображены тюльпаны с элегантно изогнутыми длинными листьями. В стеклянном наборе присутствуют опалесцентные зеленые, голубые, розовые стекла, в качестве фонового заполнения - желтые и бесцветные с фактурой «Pattern B» и фигурные с фацетом. Утрачено несколько стекол в левой створке, имеется небольшое количество трещин.
На площадке 1-2-го этажей лестницы внутри этого пространства сохранился эффектный витражный триптих.
Три высоких окна в два этажа высотой эклектичны по своему художественному решению: витражное заполнение состоит из различных по теме и стилистике элементов, в том числе с мотивами в стиле модерн.
В боковых узких окнах снизу расположены пейзажные вставки в круглых медальонах, над ними - букеты цветов в низких вазах, в верхней части - декоративные геральдические композиции. По бокам вдоль рамы изображены стилизованные архитектурные колонки. В центральном окне витражное полотно утрачено в двух секциях. В сохранившихся изображен павлин с раскрытым хвостом, венчает заполнение створки гирлянда из лент, перевязанная бантами. Вдоль края рамы изображены стилизованные колонны, угадываемые среди растительного орнамента в стиле модерн.
В заполнении этих трех окон использованы не только кафедральные и фактурные цветные стекла, но и большое количество разнообразных опалесцентных, что в целом не характерно для петербургского витражного искусства. Фоном является стекло с рельефной фактурой в виде овальных пузырей. Такое стекло изредка встречается в петербургской архитектуре. В деталях применены цветные кабошоны и рюмочные плитки, голубое и бесцветное стекло с фактурой «Muranese», желтое «Pattern B».
Изображение павлина выступает за плоскость остекления - оно равномерно выгнуто: эта выпуклость не деформация, а прием, реализованный намеренно. Фрагменты витражей - миниатюрные пейзажи в круглых медальонах, вазы с цветами, гербы, павлин - не связаны между собой рисунком или тематикой. Возможно, их появление объясняется заказом по каталогу с изображениями отдельных элементов.
Состояние витражей в 1990-е гг. зафиксировано на фотографиях из архива К. К. Севастьянова. По сравнению с ними за 30 прошедших лет новых утрат не произошло.
Витражи в дверях и окнах по этому адресу - ценные произведения декоративного искусства начала ХХ в. Они нуждаются в реставрации.
Дата осмотра: Октябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта.
(добавил )
1991: Пирожковая, Таврическая ул., 35 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. - 1991, Ленинград, 1992, С. 309).
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (2111).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г. [ ].
Детали
интерьера.
Статуя в
конце лестницы.
Кованые
перила
Потолок лестницы
Фрагмент статуи
Лепной декор
лестницы
Дверь
гостиной
Потолок
Большой гостиной
Фото - sangalli
03.2011.
Фрагмент лепнины
на зеркале
в Большой гостиной
Фрагмент
витража
Дверь, ведущая в
Малую гостиную
Бывшая спальная
комната
Фрагмент плафона
Малая круглая
гостиная
Старинная изразцовая
печь и дубовые
двери гостиной
Изразцы камина
Фото - sangalli, 03.2011.
Дворовая лестница
лиц.корпуса
по Таврической ул.
Фото - люблюпитер, 07.2016.
Вид с лестницы
на центр.двор.корпус.
Справа южный
двор.корпус.
Вид двора в
сторону Тверской ул.
Лицевой корпус
по Таврической ул.
Центральный
двор.корпус.
Южный двор.корпус.
Справа корпус
по Таврической.
Лицевой корпус
по Таврической ул
в южном дворе.
Перемычка с
аркой между дворами.
Фасад южного корпуса
в южном дворе.
Фото - ,
07.2016.
Парадная
по Тверской.
Фото - ,
08.2017.
Вторая парадная.
Фото Олега Еверзова, 03.2022 .
(добавил )
18 комментариев
26738 просмотровОтвет на " Ремонт 3.07.2025 г. " от люблюпитер
Когда закончат - тогда и покажите результат этого "ремонта", а то может еще изуродуют до неузнаваемости "пришельцы". какой смысл заполнять коменты спамом? Ну поставили строительные леса?
Зачем рутинный строительный процесс показывать"ценителям прекрасного"? 😂 Завтра вбросите - прибили 2 гвоздя и зашпатлевали трещину? и покажете фотки ? и так можно вбрасывать бесконечно, имитацию бурной деятельности
Ответ на "Когда закончат - тогда и покажите результат этого " от fortune25
Слова не пробовали считать? На два слова у Вас ответ ровно из 50 слов. Так что в пальму первенства в плане спама Вы вцепились накрепко. Давайте-давайте.
Ну что тут добавить. Немного лирики из Шаферана.
Нам жизнь открыла мир - спасибо ейЗа то, что видим мы красивое,
И даже снег простой что падаетПленит нас красотой и радует...
И, может, потому мы счастливыЧто в жизни ко всему причастны мы.
Да, гуляем, смотрим, радуемся, как меняется наш прекрасный город, как обновляются фасады!
Ах, домики, ведь счастье близко,
И стоит прикоснуться кисти,
В преображенье вашем чистом
Заставит улыбнуться нас,
И знает каждый дом истории,
Что уготовано ему судьбой исполниться,
И всем увидеть очень хочется
Волшебный звездный час!
, описание объекта.
По этому адресу учтено пять витражей, расположенных в дверях и окнах.
В наружных фрамугах над дверями правого и левого входа в лицевом корпусе по Таврической улице сохранились фацетные витражи. Орнаментальный пояс в виде геометризованного растительного орнамента проходит вдоль нижнего края фрамужной рамы. В левой парадной дверной проем арочный, двустворчатая дверь с оригинальными створками. В правой парадной форма входного проема прямоугольная, верхняя фрамуга имеет аналогичный орнаментальный пояс по нижнему краю заполнения и два дополнительных витражных модуля в угловых секциях.
Створки в этой двери заменены на металлические.
В левой парадной двустворчатая дверь справа от входа ведет в бывшую квартиру домовладельца, ныне — помещения детского сада. Две фигурные секции в верхней части створок остеклены витражным полотном с изображением цветков тюльпана. Дверь окрашена вместе со стеклом масляной краской.
Внутренняя дверь из коридора на лестницу — оригинальное и эффектное произведение искусства начала ХХ в. в стиле модерн: двустворчатая, остекленная сверху на 2/3 высоты витражным полотном на латунном профиле.
Изображены тюльпаны с элегантно изогнутыми длинными листьями. В стеклянном наборе присутствуют опалесцентные зеленые, голубые, розовые стекла, в качестве фонового заполнения — желтые и бесцветные с фактурой «Pattern B» и фигурные с фацетом. Утрачено несколько стекол в левой створке, имеется небольшое количество трещин.
На площадке 1–2-го этажей лестницы внутри этого пространства сохранился эффектный витражный триптих.
Три высоких окна в два этажа высотой эклектичны по своему художественному решению: витражное заполнение состоит из различных по теме и стилистике элементов, в том числе с мотивами в стиле модерн.
В боковых узких окнах снизу расположены пейзажные вставки в круглых медальонах, над ними — букеты цветов в низких вазах, в верхней части — декоративные геральдические композиции. По бокам вдоль рамы изображены стилизованные архитектурные колонки. В центральном окне витражное полотно утрачено в двух секциях. В сохранившихся изображен павлин с раскрытым хвостом, венчает заполнение створки гирлянда из лент, перевязанная бантами. Вдоль края рамы изображены стилизованные колонны, угадываемые среди растительного орнамента в стиле модерн.
В заполнении этих трех окон использованы не только кафедральные и фактурные цветные стекла, но и большое количество разнообразных опалесцентных, что в целом не характерно для петербургского витражного искусства. Фоном является стекло с рельефной фактурой в виде овальных пузырей. Такое стекло изредка встречается в петербургской архитектуре. В деталях применены цветные кабошоны и рюмочные плитки, голубое и бесцветное стекло с фактурой «Muranese», желтое «Pattern B».
Изображение павлина выступает за плоскость остекления — оно равномерно выгнуто: эта выпуклость не деформация, а прием, реализованный намеренно. Фрагменты витражей — миниатюрные пейзажи в круглых медальонах, вазы с цветами, гербы, павлин — не связаны между собой рисунком или тематикой. Возможно, их появление объясняется заказом по каталогу с изображениями отдельных элементов.
Состояние витражей в 1990-е гг. зафиксировано на фотографиях из архива К. К. Севастьянова. По сравнению с ними за 30 прошедших лет новых утрат не произошло.
Витражи в дверях и окнах по этому адресу — ценные произведения декоративного искусства начала ХХ в. Они нуждаются в реставрации.
Дата осмотра: Октябрь 2020
Результаты инвентаризации:
Все фото выполнены волонтерами проекта.
Ремонт фасадов!
3.07.2025 г.