Публикация

Дворец Бобринского (продолжение)

Дворец Бобринского                                            классицизм

наб. Адмиралтейского кан., 31х - наб. Ново-Адмиралтейского кан., 6

1790-е  - арх. Руска Луиджи                                                                                                            Пам. арх.(федер.)

1822-1825  - арх.  Михайлов А. А. 2-й - внутренняя перестройка

1883 - надстройка флигелей

 

       см.  Дворец Бобринского  (начало)

  • фото

    План этажа.

  • фото

    Красная гостиная
    во дворце Бобринских.

  • фото

    Интерьер
    во дворце.

  • фото

    Голубая гостиная.
    (Яндекс Фотки, добав. Mary)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добав. Mary)

  • фото

    Интерьеры. [95]

  • фото

Дворец Бобринских занимает территорию двух зданий  Галерная ул., 58   Галерная ул. 60

Одно из них, принадлежавшее П. В. Мятлеву, было перестроено в 1790-х гг. арх. Л. Руска.

В 1797 г. оба дома перешли в собственность графа А. Г. Бобринского.

 

Участок дворца выходит на Галерную ул. и на наб. двух каналов - Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского. Планировка участка характерна для городской усадьбы XVIII в. Перед домом располагался парадный двор, ограниченный по сторонам служебными флигелями. Въезд во двор оформлен монументальными воротами с бюстами и пилонами. Со стороны Мойки - небольшой сад.

Средняя часть главного фасада украшена ионическим портиком с аллегорическими скульптурами.

Ограда дворца также украшена скульптурой. На углу ограды, при слиянии каналов, сооружен небольшой двухэтажный павильон-беседка.

 

Наиболее интересные помещения дворца - парадная лестница, Красная гостиная, Белый и Танцевальный залы. В Белом зале сохранилась роспись, исполненная, видимо, Д. Скотти.

 (по материалам [95])

 

До настоящего времени частично или целиком сохранились интерьеры 15 помещений. Это анфилада комнат выходящих на Ново-Адмиралтейский канал и комнаты, примыкающие к ней. Весьма высока вероятность того, что прекрасно сохранившиеся росписи потолков были выполнены популярнейшим мастером того времени - Джованни Батиста Скотти. За время владения дворцом графы Бобринские собрали в своем доме ценную библиотеку в 20 тыс томов, где хранились, в частности, и рукописи В. А. Жуковского. Гостиные и кабинеты дворца были украшены великолепной коллекцией бронзы - около 500 предметов, десятками шпалер и ковров (в комнатах до сих пор сохранились крепления для их развески). Собрания фарфора и серебра выставлялись в специальных витринах, так же как и «ценные древности» - монеты, лиможские эмали, драгоценности, табакерки. Стены украшали портреты кисти Д. Левицкого, Ж.-Б. Греза, картины С. Щедрина и др. На уникальность интерьеров и художественного убранства дворца указывал А. Н. Бенуа.

( artesliberales.spbu.ru 07.05.2011; добавил: miraru1)

 

 

 

 

  • фото
  • фото

    1937 г.
    (Путеводитель по
    Ленинграду. - Л.,
    1937. С.46)

    Добавил - nikspb

  • фото

    В. П. Семенов-
    Тян-Шанский

30 января 1923 г. спешно составленная экспозиция в новом помещении была представлена студентам и преподавателям Географического института. Официальное открытие музея состоялось 10 июня 1923 г., во время Петроградской губернской музейной конференции. В 1924 г. вышла первая статья Семенова-Тян-Шанского о Центральном географическом музее и его задачах.

В январе 1929 г. из-за капитального ремонта здания на канале Грибоедова музей переехал в третий и последний раз в бывший особняк графа Бобринского на Красной (бывшей Галерной) улице.

Площадь новых музейных помещений была огромной - около 3000 квадратных метров, - в несколько раз больше прежней. Несмотря на все трудности, музей был вновь открыт в начале июля 1929 г., и с этого момента начался период его подъема и расцвета. Наконец-то музей смог по-настоящему развернуть свои фондовые богатства: были организованы тематические передвижные выставки, которые только в 1932 г. увидели 30 тысяч человек. Появились новые панорамные макеты, рельефные карты, модели и панно (работы Б. И. Лебединского и В. П. Семенова-Тян-Шанского). Организовывались и экспедиции сотрудников музея, привозивших много материалов.

Коллекции музея привязывались к физико-географическим областям, а не к административным районам и границам государств. И это было одной из причин, по которым в над музеем снова стали сгущаться тучи.
После убийства Кирова в декабре 1934 г. в Ленинграде начались массовые репрессии, от которых пострадал и музей, лишившийся ряда сотрудников. Музей пытались уплотнить, отдав половину помещений организации Гипровод, и только после значительных усилий, удалось вернуть территорию.

В 1936 г. его бюджет достиг более полумиллиона рублей, фонды - 16 тыс. единиц хранения, коллектив - 50 человек.

Злой рок преследовал детище Семенова-Тян-Шанского. На этот раз он нашел свое воплощение в новом ученом секретаре - Н. Д. Захарове.

Дилетант и в географии, и в музейном деле, он утверждал, что профиль музея безграмотен и что основой физической географии является… промышленность.

В 1936 г. из Москвы пришел инспирированный Захаровым ультиматум о полной перепланировке экспозиции музея в двухмесячный срок по административно-территориальному делению. Семенов-Тян-Шанский отправил на имя наркома просвещения СССР прошение об отставке по состоянию здоровья и одновременно письмо, где он объяснил подлинные мотивы ухода.

Когда музей (в 1938 ?) был передан Ленинградскому университету, музейное помещение занял сначала заочный сектор университета, а потом... ремесленное училище. В начале 1941 г. последовало постановление Ленсовета и ректората ЛГУ о закрытии музея.

(Из статьи П. М. Полян "Любимое детище" В. П. Семенова-Тян-Шанского.  Журнал  "Природа" 1989 г. № 3 С.83-90; добавил: мармор)

 

 

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (1870-1942) - русский и советский географ, автор фундаментальных работ по районированию, городскому и сельскому расселению.
После преследования ОГПУ  " В 1932 году В. П. Семенов-Тян-Шанский был вынужден оставить преподавательскую деятельность и целиком сосредоточил усилия на организации Географического музея в Санкт-Петербурге, который, по его замыслу, должен был способствовать популяризации науки и давать наглядное представление о территориальном разнообразии природы и общества. Общее количество экспонатов музея превышало 16000 наименований, а часть картин для него была нарисована лично В. П. Семеновым-Тян-Шанским. Также в это время он ведет активную деятельность в Русском географическом обществе, направленную на сохранение академических традиций географии.
В обстановке стремительной политизации науки, к середине 1930-х преследование всех «несоветских» научных течений внутри географии переходит на новый уровень. В написанной в 1935 г. докладной записке УНКВД Географический музей и Центрографическая лаборатория, занимавшаяся составлением дазиметрических карт, подозреваются в «дискредитации всего хозяйственного строительства в СССР». В 1936 г. критика в адрес В. П. Семенова-Тян-Шанского появляется в широкой печати и вскоре он был вынужден уйти в отставку. Это, однако, не спасло музей от закрытия. Та же судьба постигла и лабораторию центрографии, успевшую опубликовать всего 47 карт из планировавшихся 110.
Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский умер в блокадном Ленинграде, 8 февраля 1942 г., отказавшись от эвакуации. Его сын Владимир сколотил из письменного стола гроб и похоронил отца на Богословском кладбище.

 

В начале августа меня оформили в литографию картлаборатории Географо-экономического НИИ при  Ленгосуниверситете им. Бубнова... Литография помещалась в правом одноэтажном флигеле старинного особняка графа Бобринского (Красная улица, 60). В самом особняке, в его парадных залах, помещался Географический музей с огромным чучелом бурого медведя перед входом.
...Я прихожу в литографию в костюме, переодеваюсь... и начинаю крутить ручку станка. Командует мной станковый печатник - молодой парень Федоренко. Он кончит плохо. Уже в блокаду, где-то в ноябре, вместе с машинным печатником - алкоголиком дядей Мишей они вечерами будут оставаться и печатать продуктовые карточки. Дядю Мишу расстреляют, а Федоренко будет убит на фронте в штрафном батальоне."
                                                                                                   (Из воспоминаний участника блокады, ныне доктора геол.-минерал. наук, профессора,

гл.научного сотрудника ВСЕГЕИ  Б.М.Михайлова" (1925 г.р.): Михайлов Б.М.  На дне

блокады и войны. СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2000. С.34; добавил:nikspb  )

 

Как минимум с 1976 и по 2002 г. центральную часть дворца занимал НИИ Комплексных Социальных исследований ЛГУ (потом его перевели в Смольный). Скорее всего он размещался здесь с момента своего образования в 1965 г. (так что серьезный ремонт если и был - то как раз перед 1965 г.)
На 3-м этаже два танцевальных зала занимали кружки ЛГУ: оркестр русских народных инструментов, драмтеатр и ансамбль народного танца. Оркестр народных инструментов перевели отсюда в ректорский флигель ЛГУ где-то между 1986 и осенью 1988.                                                                                                                                    (добвил: yuriT)

  • фото

    Парадная лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    В гардеробе

  • фото
  • фото

    Голубая гостиная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Красная гостиная
    Фото Ксении Самариной,
    04.2016.

1933:  Центральный Географический музей - Красная ул., 60   В ведении Наркомпроса. Шеф: - взаимн. шефство - Госкартогеодезия и

             ОПТЭ. Функции: характеристика природы и хозяйства отдельных районов и морей СССР. Работает во всесоюзном масштабе.

             Дир-ор проф. Семенов-Тян-Шанский В.П.

(Весь Ленинград" Адресная и справочная книга. Изд. Леноблисполкома  и Ленсовета, Ленинград - 1933, С. 978)

1937: Государственный Центральный Географический музей   - Красная ул., 60   (Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1937. С. 46)

1939: Гос. Центральный географический музей Красная ул., 60, т.427-47 В ведении Наркомпроса РСФСР
           Задачи: путем показа политической, экономической и физической географии СССР в целом, союзных республик и областей дать   

           возможность трудящимся ознакомиться с географией нашей страны..."                             (Ленингрд. Адресно-справочная книга. 1939. С. 286)

 

Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)
                 

  • фото

    Выход в сад

  • фото
  • фото

    Современная ширма
    гардероба

  • фото

    Парадная лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лесенка
    на ротонду

  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 04.2016.

  • фото

    Голубая гостиная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Красная гостиная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Камин в Красной
    гостиной

  • фото

    Третье
    помещение

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 04.2016.

  • фото

    Черная
    лестница

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М, 04.2016.

13 комментариев
4928 просмотров
Добавил: Mary, 4 Февраля 2010, 01:40
Редактировано: 29 Марта 2018, 18:53
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house10234.html' target='_blank'>Дворец Бобринского (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 5 Мая 2012, 23:41

    При большевиках дворец Бобринских был передан батальону латышских стрелков, затем его в качестве филиала отдали Русскому музею...

    А ссылки? И что такое "при большевиках" и "затем"?

  • 8 Мая 2016, 10:55

    Центральный Географический музей.

    Закрыт в начале 1941. Экспозиции были растащены уже задолго до даты закрытия.

    Судьба географического музея

    Мало кто сегодня знает, что в довоенные годы существовал в Ленинграде Центральный географический музей — третий (!) после Эрмитажа и Русского музея по богатству фондов. Несколько документов в архивах Географического общества и пара глав в объемистой рукописи воспоминаний В. П. Семенова-Тян-Шанского — вот, собственно, и все, что сохранилось от этого уникального географического учреждения.

    Рождение мечты

    В.П. Семенов-Тян-Шанский

    Судьба географического музея печальна и поучительна. В феврале 1919 года в Зимнем Дворце состоялась первая общемузейная конференция под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского. Семенову-Тян-Шанскому, сыну знаменитого путешественника П.П. Семёнова, получившего почетную приставку к своей фамилии за изучение Тянь-Шаня, было предложено организовать в Петрограде комплексный географический музей.

    Это был амбициозный проект создания парка-музея по типу шведского Скансена — первого в мире культурно-исторического и этнографического музея на открытом воздухе, основанного в 1891 году.

    Специализированных естественных музеев в России к тому времени было уже немало — Геологический, Зоологический, Этнографический, Археологический. При этом комплексными были лишь временные экспозиции национальных павильонов на Географической выставке в Москве и на Всемирных выставках в Чикаго (1893) и Париже (1900). Сама постановка вопроса о создании комплексного музея свидетельствовала о новом уровне географии, ее переходе от узкоотраслевых описаний к широким и взаимосвязанным характеристикам.

    Первый акт музейной драмы

    Первое заседание оргкомитета будущего музея Семенов-Тян-Шанский провел 21 февраля 1919 года, а уже 23 июня Наркомпрос РСФСР официально учредил центральный географический  музей с передачей ему Елагина острова с дворцом и прочими находящимися на нем постройками. Однако, кроме серии картин и диаграмм, оставшихся от выставки 1917 года «Россия до войны и теперь», экспонатов не было.

    Из них составили первую выставку ландшафтов Севера, открытую в географическом обществе уже весной 1920 года. Энтузиазм директора зажег и других сотрудников, и дело пошло на лад: ширился библиотечный фонд, оборудование, академический таксидермист С. К. Приходько под руководством старшего брата директора биолога А. П. Семенова-Тян-Шанского быстро наращивал коллекцию чучел животных. Художественный совет музея заказал лучшим скульпторам бюсты выдающихся географов — П. А. Кропоткина, В. И. Ламанского, Д. Н. Анучина.

    К работе были привлечены два художника с немалым опытом путешествий — В. В. Эмме и П. Я. Пясецкий. Особенно впечатляли вращающиеся географические панорамы Пясецкого, изображавшие Монголию, Китай, Японию, Иран, район Великого Сибирского пути и т. д. Последняя панорама представляла собой уникальное цветное полотно шириной около метра и длиной в 2,5 км, намотанное на два больших деревянных вала. В специальной раме, словно на экране или в окне едущего вагона, тысячи будущих посетителей могли увидеть и заволжские степи, и уральские горы — весь Сибирский путь от Сызрани до Тихого океана (на полный осмотр панорамы требовалось 2,5 ч).

    Елагинский дворец мало пригоден для музея, и в 20 км от города музею предложили другой, более удобный и вместительный дворец с парком — в имении бывш. председателя Императорского русского географического общества великого князя Николая Михайловича в Михайловском близ Стрельны. В обширных полуподвалах дворца гидролог К. М. Дерюгин предполагал в будущем устроить пресноводные и морские аквариумы, которые служили бы прекрасным дополнением к парку.

    Имение Михайловское было расположено на склоне Лиговской террассы на берегу Кронштадской губы Финского залива. С дворцовой башни открывался чудесный вид на залив и синеющий вдали лесистый берег Карельского перешейка.

    Вокруг дворца раскинулся большой парк. Парк был английский, нерегулярный и потому легче поддающийся перепланировке. По проекту геоботаника В. М. Савича порядок расположения растительности с севера на юг соответствовал естественным растительным зонам, а на холмах собирались представить горные ландшафты.

    Дорожкам предполагалось присвоить имена наиболее выдающихся географов (каждого — в районе его исследований). Намечалось возвести и типичные для тех или иных местностей постройки, которые обслуживались бы представителями соответствующих народностей. Была организована экскурсионная станция с пропускной способностью до 5 тыс. человек в сезон, намечалось открыть рядом опытно-показательный совхоз в надежде не только закрепиться на этом месте, но и получить для нужд музея дополнительные средства.

    К этому моменту музей состоял из физико-географической части (отдел суши, которым заведовал Д. И. Мушкетов, а также географический парк) и антропогеографической, включавшей этнографический и статистико-экономический отделы. Позднее структура музея неоднократно менялась, приспосабливалась к изменяющимся условиям среды.

    Дворец Бобринского

    В беспрецедентную по замыслу экспозицию музея, долженствовавшую сыграть выдающуюся роль не только в географическом, но и музейном деле нашей страны вообще, по воле злого случая оказалась вписанной… детская колония, занимавшая один из флигелей дворца.

    Увы, в первые послереволюционные годы культура среди государственных забот стояла на одном из последних мест. И не удивительно, что в этих условиях колония съела музей. В Михайловском он так и не открылся. Осенью 1921 года пришло распоряжение о переводе коллекции в Петроград, причем без указания нового помещения.

    На помощь поспешил Географический институт. Его директор С. Я. Эдельштейн предложил музею здание студенческого общежития института в бывшем особняке купца-пивовара Дурдина на Екатерининском канале, только что переименованном в канал Грибоедова. Здание было тесным для музея, в нем было повреждено отопление и электропроводка, но рассуждать не приходилось. И в декабре по санному пути имущество музея было перевезено из Михайловского.

    Так кончился первый акт музейной драмы. Начался ее второй акт — период, названный самим Семёновым-Тянь-Шанским годами музейного кустарничества.

    Годы расцвета и триумфа

    Может показаться невероятным, но уже 30 января 1923 года спешно составленная экспозиция в новом помещении была представлена студентам и преподавателям Географического института. Официальное открытие музея состоялось 10 июня 1923 года, во время Петроградской губернской музейной конференции. В 1924 году вышла первая статья Семенова-Тян-Шанского о Центральном географическом музее и его задачах.

    В январе 1929 года из-за капитального ремонта здания на канале Грибоедова музей переехал в третий и последний раз в бывший особняк графа Бобринского на Красной (бывшей Галерной) улице.

    Площадь новых музейных помещений была огромной — около 3000 квадратных метров, — в несколько раз больше прежней. Несмотря на все трудности, музей был вновь открыт в начале июля 1929 года, и с этого момента начался период его подъема и расцвета. Наконец-то музей смог по-настоящему развернуть свои фондовые богатства: были организованы тематические передвижные выставки, которые только в 1932 году увидели 30 тысяч человек. Появились новые панорамные макеты, рельефные карты, модели и панно (работы Б. И. Лебединского и В. П. Семенова-Тян-Шанского). Организовывались и экспедиции сотрудников музея, привозивших много материалов.

    коллекции музея привязывались к физико-географическим областям, а не к административным районам и границам государств. И это было одной из причин, по которым в над музеем снова стали сгущаться тучи.
    После убийства Кирова в декабре 1934 г.в Ленинграде начались массовые репрессии, от которых пострадал и музей, лишившийся ряда сотрудников. Музей пытались уплотнить, отдав половину помещений организации Гипровод, и только после значительных усилий, удалось вернуть территорию.

    В 1936 г. его бюджет достиг более полумиллиона рублей, фонды — 16 тыс. единиц хранения, коллектив — 50 человек. Авторитет музея никогда не стоял еще так высоко!

    «Ни СССР, ни союзных республик…»

    Злой рок преследовал детище Семенова-Тян-Шанского. На этот раз он нашел свое воплощение в новом ученом секретаре— Н. Д. Захарове. Карьера Захарова сродни карьерам многих подобных ему гонителей науки и культуры. Когда-то он читал в университете диалектический материализм и попутно травил видного географа и биолога Л. С. Берга.

    Дилетант и в географии, и в музейном деле, он утверждал, что профиль музея безграмотен и что основой физической географии является… промышленность. 

    В 1936 г. из Москвы пришел инспирированный Захаровым ультиматум о полной перепланировке экспозиции музея в двухмесячный срок по административно-территориальному делению. Семенов-Тян-Шанский отправил на имя наркома просвещения СССР прошение об отставке по состоянию здоровья и одновременно письмо, где он объяснил подлинные мотивы ухода.

    Когда музей (в 1938 ?) был передан Ленинградскому университету, музейное помещение занял сначала заочный сектор университета, а потом... ремесленное училище. В начале 1941 г. последовало постановление Ленсовета и ректората ЛГУ о закрытии музея.

    http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1989/3/83-90.pdf

     

  • 8 Мая 2016, 11:40

    Примечание к комментарию от 9 Марта 2014, 16:42

    Приведенное в комментарии объявление находится на с. 46 в разделе АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ОБЪЯВЛЕНИЙ, помещенных в «Путеводнтеле по Ленинграду»

  • 23 Августа 2016, 22:41

    Вариант садового фасада или проект перестройки - чертёж Л. Руска - https://pastvu.com/p/486535

  • 23 Августа 2016, 22:41

    Обмер садового фасада 1946-47 гг., арх. Б.А.Розадеев - https://pastvu.com/p/486483

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27172
Готовится: 179
Посетители
Гостей: 47
Всего сегодня: 1121