Публикация

Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - "Петрозавод"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - "Петрозавод"

 

1730-е  - Коробов Иван Кузьмич, Чевакинский Савва Иванович - элинги

1809-1814 - элинги верфи

 

Петрозавод . Корпус

4-й мастерской ЛенНИИпроекта

 

Деловой и спортивный центр "Паллада"

 

 

Охта старше Петербурга. Устье Охты много раз переходило от шведов к новгородцам и обратно. В июле 1240 г. великий князь Александр Ярославович (Невский) одержал победу над шведами. Однако в дальнейшем шведы не раз стремились отсечь Россию от морских путей. Уже в 1300 г. здесь была шведская крепость Ландскрона ("Венец земли").  В 1301 г. русские штурмом взяли крепость и разрушили ее.

В 1617 г. шведы в очередной раз захватили Ижорские (приневские) земели. В устье Большой Охты, при её впадении в Неву была основана крепость Ниеншанц (Канц), рядом вырос город Ниен (Ниенштадт). Расположенная на возвышенности земляная крепость имела пятиугольную форму.  На валах высотой 18 и шириной 12 м находилось 78 орудий. Численность гарнизона составляла 600 солдат. Крепость и город соединялись подъемным мостом. В крепости была лютеранская церковь,  в городе - два лютеранских и один православный храм. К середине XVII в. Ниеншанц стал крупным торговым городом (500 дворов, 2,5 тыс. жителей). В городе были небольшая судостроительная верфь, дегтярный и смолевой заводы, пильные мельницы.

 

25 апреля 1703 г. русский авангард под командованием фельдмаршала Б. П. Шереметева подошел к стенам крепости.  В бою приняли участие Преображенский и Семеновский полки. Бой под командованием Петра I закончился победой. Крепость и город были переименованы в Шлотбург. После закладки Петропавловской крепости крепостные укрепления срыли.

 

В 1717 г. на месте крепости по приказанию Петра был разбит древесный питомник - Канецкий (Канцевский) огород. Здесь выращивали саженцы для петербургских садов. А территорию бывшего Ниенштадта уже в 1720-х г. заселили в приказном порядке плотниками с Севера.

В 1721 г. здесь же Петром была основана Охтинская верфь, где выполнялись заказы на строительство гребных и парусных судов. Постановление Петербургской генерал-полицмейстерской генерал-полицейской канцелярии обязало местных жителей отрабатывать положенное время на Охтинской верфи.А через год здесь была открыта судостроительная школа. Начав с постройки небольших деревянных судов, мастеровые быстро набирались опыта. Одновременно на берегах Невы и Охты возникли слободы - Малая и Большая Охта и Матросская. Здесь жили семьи работников верфи.

В 1730-е гг. в строительстве элингов принимали участие И. К. Коробов и  С. И. Чевакинский

  • фото

    Город Ниен и начало дороги
    на Нарву. 1688 г.

  • фото

    Город Ниен с крепостью Ниеншанц
    в конце XVII столетия.
    рис. А. К. Ингилевича.

  • фото

    План Большой и Малой Охт.
    1861 г.

  • фото

    Карта 1901 г.

  • фото

    План Петрограда. 1916 г.
    (Приложение к справочной
    книге "Весь Петроград", изд.
    Т-ва А. С. Суворина - Новое время)

  • фото

    Охтенская верфь,
    участки дач Комаровского и
    Никонова и участок складов
    и казарм морских экпипажей
    1849 г.

 

Фрагмент: План Большой и Малой Охт с показанием вновь предполагаемого урегулирования улиц. Высочайше утвержден 16 марта 1861 г.

Расшифровка:
черный цвет - существующие каменные строения,
серый цвет - существующие деревянные строения,
белый цвет - существующие и вновь предполагаемые кварталы,
пунктирные линии - вновь предполагаемое урегулирование кварталов, могущих впоследствии застроиться.

М - площадь, предназначаемая для устройства нового моста через реку Неву,
DG - новая улица, которая откроется по уничтожении существующего каменного и деревянных строений, принадлежащих Охтенской верфи лит. Б, выходящих на улицу, а также до того времени проезд с Большой на Малую Охту может производиться по существующему направлению D A и K или по переулку D F. (anchurian)

В 1806 г. Морское ведомство выселило из Ниеншанца питомник и купило эти земли под новую верфь. В это время был утвержден проект новых фрегатских элингов. Верфт превратилась в Охтинское адмиралтейство. В 1809-1814 гг. здесь построили пять эллингов.

Построенные здесь суда отличались высокими мореходными качествами, прочностью, хорошими условиями для экипажа.

 

Первую шхуну "Стрела" на Охтинской верфи спустили на воду в 1811 г. в присутствии Александра I. В дальнейшем здесь были построены шлюп "Камчатка" (1817), на котором В. Головнин совершил кругосветное плавание; шлюп "Восток" (1818) - флагманский корабль кругосветной экспедиции Лазарева - Беллинсгаузена, дошедший до Антарктиды; фрегат "Паллада" (1832), совершивший плавание с дипломатической миссией в Японию, и еще 26 фрегатов, 11 корветов, 17 бригов и больше 100 суденышек мелкого класса. В 1848 г. здесь было построено первое в России винтовое судно. Первый в мире полуброненосный крейсер "Генерал-адмирал" построен на Охте. ([81])

  • фото

    Охтинская верфь.
    А. А. Монтиверди, аквар.,
    серед. XIX в.

  • фото

    Охтинские верфи,
    1880-1890 гг.

  • фото

    Дуб, посаженный
    Петром I на месте
    крепости Ниеншанц.

  • фото

    Устье Охты.
    Фото нач. XX в.

  • фото

    Берег Охты.
    Фото нач. XX в.

В 1856 г. для расширения верфи Морским ведомством приобретена дача Е. Ф. Комаровского, находящаяся рядом. Но Новое Адмиралтейство выходило на первые позиции, и в 1860-1864 гг. на Охтинской верфи было спущено последнее парусное судно - корвет "Аскольд".

 

В 1896 г. верфь на 35 лет арендовало общество "Крейтон и К" для строиьельства миноносцев. Но постепенно верфь приходила в упадок.

 

В 1908 г. часть участка передали Главному гидрографическому управлению, дом которого сохранился на территории завода "Штурманские приборы" - постройка 1914 г.

В 1912 г. фирма "Крейтон и К" разорилась, а верфь возвращена в казну.

 

Во время Первой мировой войны в 1914 г. Охтинская верфь переименована в "Петрозавод", стала филиалом Адмиралтейского завода, здесь выпускались снаряды.

 

В 1917-1918 гг. на заводе находился штаб Охтинской революционной дружины.

В 1931 г. ее передали в "Союз верфи", и с этого времени на Охте стали строить буксирные суда, баржи, речные катера и пароходы.

Во время ВОВ - тральщики, платформы для ладожской эвакуации, после войны - морские буксиры.

В послевоенные годы крупные серии морских и портовых буксиров строились на Петрозаводе прогрессивым поточным методом. Эти суда составляли основу портового флота страны, а Петрозавод стал флагманом отечественного буксиростроения. В середине 1970-х гг. построил два судна для перевозки грузов по Байкалу для БАМа.

 

Сохранение судостроительного завода с его стапелями в пределах исторического центра города стало невозможным.

В 1974 г. завод был перепрофилирован в машиностроительный и вошел в состав объединения "Ритм".

Последние эллинги "Петрозавода" демонтировали к 1981 г.

 

В 1980-е гг. Малоохтинский пр. был продлен, по территории Петрозавода проложен новый участок набережной, сооружен путепровод и мост на устьем Большой Охты, которые стали частью магистрали непрерывного движения.

 

В 1985 стал совместным российско-шведским предприятием "Седерваль-Ритм".

В 1993 г. - возобновлена судостроительная программа, налажен выпуск малотоннажных судов, патрульных катеров.

 

Основным элементом композиции Петрозавода стало здание, образующее Невский фасад и оформляющее съезд с Большеохтинского моста. Проект здания выполнен в 4-й мастерской ЛенНИИпроекта. В проекте было оформление фасада семью большими барельефами, посвященными истории отечественного флота и мореплавания - скульпторы Р. Е. Красницкий, А. А. Федотов.

В начале 2000-х гг. в помещениях "Петрозавода" находился деловой и спортивный центр "Паллада".

 

Сейчас исторический мыс ждет радикальных перемен...

(по материалам  [81]. С. 37-50,

Ленинградская панорама N 6 1984, С.Д.Вогман, В.М.Канатчиков. Верфь в устье Большой Охты,

СПб епархиальные ведомости 2003, N5, П. Е. Сорокин, Предшественники Петербурга, Mary)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Снос советского
    Петрозавода.
    Фото - Kaz-vincero12

  • фото

    Старый производственный
    корпус на берегу Охты
    незадолго до сноса

  • фото

    Фото - S.P., 25.04.2009.

В 1998 г. мыс при впадении Охты в Неву был объявлен памятником археологии «Крепость Ниеншанц», а территория на правом берегу реки включена в охранную археологическую зону памятника «Центр города Ниен».

 

После этого все было снесено - началось строительство Охта-центра.

17 комментариев
8371 просмотр
Добавил: Mary, 19 Августа 2009, 21:59
Редактировано: 24 Марта 2018, 22:11
Оцените:
(14 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house10063.html' target='_blank'>Крепость Ниеншанц - Охтинская верфь - "Петрозавод" на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 6 Декабря 2016, 00:07
    Ответ на "Здесь про эллинги: 12 февр. 1829 г. император Нико" от Наталия

     Спасибо большое, а текст откуда? Такого мне нигде не попалось

    Нашла. Спасибо

  • 6 Декабря 2016, 00:58

    Краснолуцкий А. Ю. Охтинская энциклопедия. Малая Охта. - М.: Издательство Центрполиграф, 2011. - 542, [2] с. ил.  на стр. 87

  • 9 Января 2018, 19:23

    Остатки Петрозавода снесли в 90-х, "Палладу" снесли для Газпрома в 2000-х, дабы возвести  пресловутую башню, символизирующую собственное величие... В результате - пустырь, огороженный забором, уже несколько лет украшающий наш район.

  • 24 Марта 2018, 17:30

    Мои фотографии 25 апреля 2009 г. - старый производственный корпус на берегу Охты незадолго до сноса (ср. фото 11):

     см. публ.

     

     

     

     

     

  • 18 Июля 2018, 03:28

    Фото 70х

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27087
Готовится: 172
Посетители
Гостей: 102
Всего сегодня: 4118